Вход в аккаунт

Версия для слабовидящих

Отчет за 2013г.

Отчет образовательно-методического подразделения
«Школа медицины катастроф» (ОМП ШМК) за 2013 год.

Образовательно-методическое подразделение Центра медицины катастроф ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» «Школа медицины катастроф» ведет отсчет своей деятельности с 11 января 2009 года - с момента получения в оперативное пользование отремонтированного помещения площадью 52 кв.м. в цокольном этаже второго корпуса КРБ по адресу: ул. Пушкина, 114.
Помещение приспособленное, не соответствует СанПиНу ни по площади, ни по объему, ни по расположению.
В настоящее время в ОМП «Школа медицины катастроф» работает 2 преподавателя (1 – в статусе руководителя ОМП). Компьютерное оборудование и оргтехнику обслуживает программист ЦМК (внешний совместитель). Лаборант – оператор отсутствует. Уборщица – внешний совместитель на 0,1 ставки.

К настоящему времени оснащение учебного класса представлено:

Компьютерное и мультимедийное оборудование

1.

Компьютеры на базе Core 2 Duo

13

2.

МФУ (сканер+принтер+копир)

1

3.

Принтер струйный А3

1

4.

Ноутбук

13

5.

Сервер с комплектом локальной сети

2

6.

Комплект мультимедийного оборудования (проектор, экран, DVD плеер)

2

Наглядные пособия и тренажеры

1

Манекен-тренажер «Оживленная Анна»

2

2

Манекен-тренажер «Junior»

2

3

Манекен-тренажер «Baby»

2

4

Манекен-тренажер «Baby Anne»

2

5

Манекен-тренажер «Tuff Kelly»

1

6

Манекен-тренажер «Ultimate Hart»

1

7

Манекен-тренажер «Поперхнувшийся Чарли»

1

8

Манекен-тренажер «Airway for intubation»

1

9

Комплект имитаторов травм

1

10

Набор плакатов «Thin man»

2

11

Травматологический набор

10

12

Дефибриллятор учебный автоматический

2

В декабре 2013 года закуплены и готовятся к вводу в эксплуатацию:

Наглядные пособия и тренажеры

1

Тренажер для отработки навыков люмбальной и плевральной пункций

1

2

Скелет человека

2

3

Набор для отработки навыков внутрикостного сосудистого доступа

1

4

Набор для отработки навыков пункции и катетеризации центральных вен

1

5

Набор для отработки навыков пункционной крикотироидотомии

1

Комплектующие для обеспечения тренировок

6

Комплект ларингеальных масок

2

7

Комплект лицевых масок

2

8

Комплект надгортанных воздуховодов I-Gel

2

9

Комплект двухпросветных воздуховодов «КОМБИТЬЮБ»

2

10

Комплект для прямой ларингоскопии

2

Компьютерное и мультимедийное оборудование, оргтехника

11

Набор для ламинирования

1

12

Запасные части, расходные материалы, оргтехника для нужд компьютерного класса

 

Образовательная деятельность:

Таблица 1. Образовательная деятельность ОМП ШМК по месяцам

 

Янв.

Фев.

Мар.

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сен.

Окт.

Ноя.

Дек.

Пр. сотр. МЧС

-

30

-

26

-

-

-

-

-

-

5

-

Сотр. ППС

714

636

375

594

120

230

206

72

29

77

90

81

Сотр. МВД

66

194

30

36

-

29

13

17

7

16

20

13

Медработн.

87

317

77

246

68

274

14

5

50

235

103

182

прочие

58

-

35

16

74

11

7

-

4

83

42

79

ВСЕГО
присутств

925

1177

517

918

262

544

240

94

90

411

260

355

Проведено занятий

57

85

44

78

28

65

18

15

22

58

49

61

Из них выездных

47

52

32

45

13

23

5

14

12

17

22

26

Вариабельность количества слушателей по месяцам зависит в первую очередь от наполняемости учебного помещения:

1.Наполняемость «базового» учебного класса ШМК составляет 12, максимум – 15 человек.

2.Наполняемость учебного помещения при проведении занятий «на выезде» определяется предпочтениями «принимающей стороны» и может составлять до 50 – 70 человек (при этом практические занятия по факту превращаются в лекции, и резко падает их КПД), однако просьбы преподавателей об уменьшении наполняемости пока успеха не имеют. Попытки руководства ОМП уменьшить наполняемость занятий за счет увеличения кратности выездов также пока безуспешны ввиду:

a.Ограниченного количества преподавателей (хотя законом и не регламентируется ни количество выездов в командировки, ни общее количество их продолжительности, с точки зрения морали, максимально допустимым пределом считаем 10 – 12 командировок в год, продолжительностью ~ 5 – 6 дней каждая). Решением вопроса может стать кратное количество увеличения преподавателей (как ставок в штатном расписании, так и физических лиц). Оптимальным был бы прием на работу в ЦМК врачей «выездных специальностей»: анестезиологов – реаниматологов, травматологов, хирургов с тем, чтобы они в условиях «работы по эффективному контракту» в свободное от основной работы время совмещали обязанности преподавателей ШМК (имеется крайне позитивный опыт работы специалистов ЦМК – ШМК в г. Пермь). С другой стороны, опытные преподаватели во время проведения учебных выездов могли бы консультировать профильных специалистов ЛПУ на месте выезда.

b.Не вполне понятного противодействия со стороны ГУ МЧС по РК (складывается впечатление, что курирующий отдел ГУ интересует количество слушателей, а не качество обучения).

3.«Зимние» месяцы максимально насыщены выездными занятиями в связи с функционированием зимников и ледовых переправ.

4.В связи с поздним установлением ледовых переправ в ноябре – декабре 2013 года по форс-мажорным обстоятельствам были отменены два учебных выезда, что сказалось и на количестве проведенных занятий и на количестве слушателей.

5.Вариабельность количества слушателей не коррелирует с относительно постоянным количеством проведенных занятий. Это обусловлено более плотным графиком проведения занятий с небольшим количеством слушателей в базовой аудитории ШМК. Эти занятия, в отличие от выездных, посвящены преимущественно не ПЕРВОЙ ПОМОЩИ, а МЕДИЦИНЕ «ПЕРВОГО КОНТАКТА» (обучению подвергаются средние медицинские работники и врачи – интерны) и при большой наполняемости полностью теряют смысл. В дальнейшем, по мере увеличения учебных площадей и доли сложного тренажерного и симуляционного оборудования, ШМК планирует полностью (за редчайшими исключениями) прекратить выездное обучение медицинских работников и сосредоточиться на обучении по «Евростандарту» на учебной базе. Это позволит оптимизировать учебный процесс, не заниматься «профанацией» и «100% охватом» в угоду администрациям ЛПУ на местах. Занятия будут завершаться «жестким» зачетом по практическим навыкам и выдачей соответствующего удостоверения, наличие которого будет основанием для профессионального допуска.

Таблица 1. Структура и численность слушателей

ОМП ШМК

 

2009

2010

2011

2012

2013

Сотрудники ПСО

56

74

46

99

61

Сотрудники ППС

133

177

565

3409

3164

Сотрудники МВД

85

49

33

480

435

Медработники

1397

1777

2223

2322

1752

прочие

8

539

228

249

409

ВСЕГО

1594

2621

3085

6559

5881

Диаграмма 4

Диаграмма 5

Диаграмма 6

Уменьшение доли медицинских работников связано с селекцией внутри контингента. Если в первые годы работы ОМП ШМК проводилось практически тотальное обучение (на выездах) медработников районного звена, то в 2012 и 2013 годах предпочтение отдавалось сотрудникам «Скорой медицинской помощи» и ФАПов муниципальных образований РК.

Незначительная доля сотрудников МВД (ГИБДД) обусловлена:

a.Небольшим количеством сотрудников службы относительно медработников и сотрудников ППС

b.Значительной занятостью, в том числе и по экстренным вызовам.

c.Крайне невысокой мотивацией оказания помощи.

Доля «прочих» относительно постоянна («всплеск» в 2010 году случаен и обусловлен активной деятельностью по подготовке подчиненных к оказанию первой помощи одного из начальников колонн ГУ РК «АУЗ РК» Штыкова А.Н.) и лимитируется:

a.Отсутствием должного количества преподавателей

b.Отсутствием заинтересованности Министерства образования РК в соответствующей подготовке преподавателей автошкол и преподавателей ОБЖ СОШ.

c.Отсутствием у ОМП ШМК рычагов непосредственного влияния на СОШ и автошколы.

Решение этих вопросов вне компетенции «Школы медицины катастроф». Возможным вариантом было бы изучение и претворение в жизнь положительного опыта Свердловской области, правительство которой протоколом заседания соответствующей комиссии обязало автошколы обучать своих преподавателей на базе учебного центра медицины катастроф. В отношении же преподавателей ОБЖ единственным выходом было бы соответствующее решение Министерства образования РК.

Таблица 3. Количество проведенных занятий.

 

2009

2010

2011

2012

2013

Проведено занятий

134

234

370

540

584

выездных

8

13

46

358

315

На базе учебного класса

126

221

324

182

269

 

В динамике 2009 – 2013 гг. отмечается устойчивый рост количества занятий проводимых ОМП ШМК. Некоторое снижение тема роста в 2013 году обусловлено вышеуказанными форс-мажорными обстоятельствами – неудовлетворительным состоянием зимников и ледовых переправ в ноябре – декабре 2013 года. Этим же обусловлено и уменьшение количества выездных занятий по сравнению с 2012 годом. Запланирован перенос несостоявшихся занятий на 1 квартал 2014 года. Однако увеличение доли занятий на базе учебного класса на 12% связано не только с этим. С 2013 года по инициативе Коми филиала КГМА, активно поддержанной сотрудниками ОМП ШМК и руководством ЦМК, начато обучение врачей – интернов на симуляционном курсе «Медицина первого контакта». За основу курса были взяты программы «BLS», «ALS» ERC.EDU and ACA и «ATLS», «PHTLS-PHTLC» American surgery college. На сегодняшний день программа симуляционного курса включает 24 часа занятий по формированию практических навыков. После введения в действие тренажеров, полученных в декабре 2013, программа, по согласованию с КФ КГМА, будет расширена до рекомендованных МЗ РФ 72-х учебных часов. Параллельно обучению интернов, в качестве пилотного проекта была предпринята попытка провести обучение по программе «Медицина первого контакта» сотрудников ССМП Сыктывдинской ЦРБ. Однако, не будучи поддержанной администрацией ЦРБ (совпало со сменой руководства ЛПУ) в части коррекции рабочих графиков, после проведения трех двухчасовых занятий продолжения не последовало из-за занятости сотрудников ССМП. Несмотря на вышеуказанное, отзывы о проекте получены достаточно позитивные и от врачей – интернов и от сотрудников Сыктывдинской ССМП. Развитию проекта может помешать только отсутствие «политической воли» руководства ЛПУ МО, поскольку, как отмечалось выше, занятия в рамках проекта могут проводиться только на базе ОМП ШМК и только с отрывом от производства. Все остальное будет профанацией обучения и дискредитацией проекта.

Таблица 4. Структура занятий

Групповые занятия

В том числе:

Лекции

Практика

Тесты

Семинары (интерны)

Зачеты (интерны)

Индивидуальные занятия (зачеты СЛР и тестирование в рамках аттестации на квалификационную категорию – врачи)

Основная тематика проводимых занятий

  • СЛР Евро 2005 – ILCOR 2010.
  • Основы медицинской сортировки.
  • Ошибки при оказании первой помощи.
  • Методы открытия и защиты дыхательных путей и основы ИВЛ.
  • Неотложная помощь пострадавшим в ДТП.
  • Дорожно-транспортный травматизм.
  • Алгоритм действий спасателей при ДТП.
  • Профессиональные тесты (для интернов КРБ и врачей, аттестующихся на квалификационную категорию).
  • Неотложные терапевтические состояния.
  • Травма, кровотечение, шок.
  • Ожоги, отморожения, переохлаждение, тепловой удар, электротравма, удушение, утопление.
  • Основы медицины катастроф.
  • Организация медицинской защиты населения при ЧС.
  • Основы хирургии катастроф.

Дополнительно проведены тематические циклы:

  • Подготовка команд ЛПУ РК к участию в I-х республиканских соревнованиях среди сотрудников служб, принимающих участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (ДТП).
  • Подготовка команд ЦМК и Усть-Вымской ЦРБ к участию в Открытых соревнованиях Пермского края среди сотрудников скорой медицинской помощи.
  • Подготовка по 12-ти часовой программе первой помощи сотрудников администрации МО МР «Ижемский».
  • Подготовка по 12-ти часовой программе первой помощи сотрудника «Коминефтеэнергомонтажавтоматика».
  • Подготовка медицинских работников по сопровождению контингента сил МВД РК, обеспечивающих «Олимпийские игры 2014» в г. Сочи.
  • Медицинская подготовка сотрудников СОБР МВД РК к участию в КТО на Северном Кавказе.
  • Подготовка команды из числа студентов 6-го курса КФ КГМА для обеспечения судейства республиканских соревнований среди сотрудников служб, принимающих непосредственное участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (ДТП).

Организационно-методическая, хозяйственная и прочие виды деятельности

  • Разработаны, согласованы в МЗ РК и утверждены ГУ МЧС по РК тесты по первой помощи для сотрудников ППС.
  • Разработана и подготовлена к размещению в сети «Интернет» электронная брошюра по первой помощи для сотрудников ППС.
  • Разработан методический план симуляционного курса «Медицина первого контакта» для интернов КФ КГМА.
  • Разработаны, согласованы и утверждены графики выездного обучения сотрудников ППС РК на 2013 и 2014 гг.
  • Продолжено формирование Базы данных «Школы медицины катастроф» на основе MS Access.
  • Начата работа над формированием Коми республиканского сегмента «Базы данных сил и средств медицины катастроф РФ»
  • Утвержден пакет нормативных документов по деятельности «Школы медицины катастроф» (положение, штатное расписание, должностные обязанности сотрудников).
  • Завершена работа по лицензированию образовательной деятельности.
  • Налажены контакты и обмен материалами с:
    • ТЦМК Пермского края, Пермской школой медицины катастроф;
    • Учебно-тренировочным центром ТЦМК Свердловской области;
    • ТЦМК Ставропольского края;
    • «Национальной школой первой помощи В.Г. Бубнова.
  • Продолжено сотрудничество в части преподавания медицины катастроф и доврачебной помощи с ГОУ СПО «Медицинский колледж им. И.П. Морозова».
  • Участие в подготовке республиканского этапа детского конкурса «Безопасное колесо».
  • Участие в судействе республиканского этапа детского конкурса «Безопасное колесо».
  • Медицинское обеспечение республиканского этапа детского конкурса «Безопасное колесо».
  • Обзорно-агитационная лекция «Состояние подготовки населения по первой помощи на современном этапе» для преподавателей ОБЖ – руководителей команд – участников республиканского этапа детского конкурса «Безопасное колесо».
  • Участие в организации, подготовке и проведении I-х республиканских соревнований среди сотрудников служб, принимающих непосредственное участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (ДТП).
  • Участие в Открытых соревнованиях Пермского края среди сотрудников скорой медицинской помощи (3-е место в командном зачете).
  • Начата работа над 3-ей редакцией комплекта плакатов по первой помощи.
  • Сдано в печать 3-е издание брошюры «Первая помощь при ДТП».
  • Презентационные занятия по СЛР со студентами СГУ.
  • Продолжена работа над методическим руководством «Медицина первого контакта для медработников догоспитального звена Республики Коми».
  • Продолжена работа над методическим руководством «Квалифицированное жизнеобеспечение при травмах и заболеваниях в условиях автономной транспортной единицы на территории Республики Коми».
  • Сформирована из числа студентов 6 курса КФ КГМА судейская команда для обеспечения республиканских соревнований среди сотрудников служб, принимающих непосредственное участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС (ДТП).
  • Участие в подготовке документации к проведению государственных закупок оборудования для нужд ОМП ШМК и ЦМК РК.
  • Участие в КШУ ОТУ на территории г. Сыктывкара и Сыктывдинского района, проводимых ГУ МЧС по РК и УФСБ по РК.

Руководитель
образовательно-методического подразделения
ГБУ РК «ТЦМК РК» «Школа медицины катастроф»
врач анестезиолог-реаниматолог
Е.Б.Микуев